К концу XIX в. костюм казанских татар все больше европеизировался, городская мода диктовала появление других форм обуви, и ичижный промысел реагировал на изменение спроса.Уже с середины XIX в. большая часть татарской обуви производится на жесткой подошве и плоском каблуке. С появлением фабричных резиновых калош отпадает необходимость в традиционных туфлях-каушах для улицы. Они перерождаются в нарядные туфли на каблучке и твердой подошве, с орнаментом на пятке и носке обуви. Они шились на среднем и низком каблуке, и носили их и женщины и мужчины. Силуэт татарского костюма начала XX в. требовал более изящной обуви, следствием чего стало появление нового типа узорных сапожек - на фигурном каблучке, обтянутом кожей. Однако в среде значительной части городского населения и, особенно, на селе мягкие ичиги с неизменными каушами оставались популярными.
В первые десятилетия двадцатого века ичижный товар, произведенный казанским промыслом, по-прежнему исчислялся миллионами пар в год. В это же время появляется интерес к национальной узорной обуви как предмету татарского народного искусства. Нужно отметить, что в России ичиги уже с начала XX в. стали объектом интереса со стороны этнографов, - первые пары башмаков и сафьяновых сапог были закуплены этнографическим отделом Русского музея в Петербурге в 1906 и 1909 гг. В Казани в начале 1920-х гг. усилиями первых исследователей искусства края - этнографа Н.И. Воробьева и искусствоведа П.М Дульского - была собрана первая коллекция кожаной мозаики.
http://intertat.ru/rus/index.php?option=com_content&view=article&id=1300:2011-02-27-10-27-36&catid=118:2010-11-30-19-29-04&Itemid=500
Комментариев нет:
Отправить комментарий