Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма казанской татарки, одним из главных его орнаментально-цветовых акцентов. В старину их носили и мужчины — представители татарской феодальной знати. Материалом для изготовления ичигов и туфель служили прекрасной выделки мягкий сафьян, более жесткая юфть и изредка — козловая кожа, которые окрашивались почти во все цвета радуги.
При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались встык прокладыванием узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, оконтуривая и соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов.
Наиболее традиционны, архаичны ичиги начала XIX в. В композиции их голенища узоры располагаются по вертикальной оси и состоят из определенного круга орнаментальных мотивов (многолепестковых розеток, три- и пяти-листников, мотивов сердечек и других). Центром композиции является передок ичигов, оформленный облаковидными, спиральными, тюльпанообразными, листовидными мотивами.
Не менее важно в общей композиции сапожек — место стыка передка и голенища, где размещался орнамент в виде комплекса лотосовидных и пальметтообразных мотивов, узоров, связанных между собой общностью трактовки и единством композиционного построения. Для узоров характерны криво-линейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающих фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров.
Общее тональное решение создается гармоничным соотношением расцветок, мозаичного узора, чему способствует и фон ичигов, смягчающий или, наоборот, усиливающий отдельные цветовые пятна. Распространение в ичигах восточноазиатских орнаментов из мотивов лотосных и пальметт объясняется не простым их заимствованием, а древними истоками кожаной мозаики, глубокими процессами этногенеза.
Из книги Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Р. Г. Шагеевой «Декоративно-прикладное искусство казанских татар».— Москва, 1990
При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались встык прокладыванием узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, оконтуривая и соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов.
Наиболее традиционны, архаичны ичиги начала XIX в. В композиции их голенища узоры располагаются по вертикальной оси и состоят из определенного круга орнаментальных мотивов (многолепестковых розеток, три- и пяти-листников, мотивов сердечек и других). Центром композиции является передок ичигов, оформленный облаковидными, спиральными, тюльпанообразными, листовидными мотивами.
Не менее важно в общей композиции сапожек — место стыка передка и голенища, где размещался орнамент в виде комплекса лотосовидных и пальметтообразных мотивов, узоров, связанных между собой общностью трактовки и единством композиционного построения. Для узоров характерны криво-линейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающих фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров.
Общее тональное решение создается гармоничным соотношением расцветок, мозаичного узора, чему способствует и фон ичигов, смягчающий или, наоборот, усиливающий отдельные цветовые пятна. Распространение в ичигах восточноазиатских орнаментов из мотивов лотосных и пальметт объясняется не простым их заимствованием, а древними истоками кожаной мозаики, глубокими процессами этногенеза.
Из книги Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Р. Г. Шагеевой «Декоративно-прикладное искусство казанских татар».— Москва, 1990
Комментариев нет:
Отправить комментарий